RUS
ENG
RUS
ENG
Алексей Гривач в программе «Мнение эксперта»: диверсификация – основа безопасности мировой торговли
01.04.2021 22:13
Авария судна EverGiven в Суэцком канале стала громким и неожиданным событием прошедшей недели. Но в то же время  фундаментальных изменений на рынке оно не успело и вряд ли бы сумело произвести, – поделился заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач в программе «Мнение эксперта». 

Запись прямого эфира доступна на YouTube-канале Фонда Горчакова.

Суэцкий канал – одно из множества «бутылочных горлышек» мировой транспортной системы. Попытки расширить эти места предпринимаются, но они сопряжены с огромными вложениями. Так, например, расширение Панамского канала (2015–2016 гг.) создавало проблемы для текущего трафика и сокращало объемы и время доставки грузов. Но это делалось с расчетом на грузопоток, который задавал эти требования. 
Существуют и более радикальные методы – строительство дополнительных, альтернативных каналов. Китай хочет строить путь через Никарагуа, а Турция – рыть канал параллельно Босфору и Дарданеллам. Северный морской путь также можно использовать для перевозки грузов из Атлантики в Тихоокеанский регион. Наличие разнообразных маршрутов, диверсификация – это основа безопасности международной торговли.

По мнению Гривача, суждения о том, что движение судов не удастся восстановить довольно длительное время, являются алармистскими. Мировое сообщество смогло адаптироваться к восьмилетнему перекрытию канала во время арабо-израильского конфликта. Остановка движения на неделю, даже в современных условиях, трагичных последствий не вызовет.

За контроль над Ормузским и Баб-эль-Мандепским проливами стояли самые серьезные геополитические конфликты. После того как нефть стала «черным золотом», эти точки на карте приобрели особый вес. «Призывы со стороны Ближнего и Среднего Востока ограничить движение часто являются элементами дипломатии и политической игры, попытками давления. Однако угрозы так и оставались угрозами, потому что иначе это будет обозначать переход локальных столкновений к более серьезному конфликту, к которому сторону не готовы», – считает Алексей Гривач. 

На вопрос об альтернативах Суэцкому каналу эксперт упомянул, что главная из них существовала еще до самого канала – путь Васко да Гамы вокруг Африки. Но, безусловно, он длиннее, протяженнее и более затратный. Если говорить о Северо-Восточной Азии и Китае, возможно отправление через Северный морской путь, контролируемый Россией. Но тут есть другая проблема – техническая подготовка судов к ледовым условиям. По мнению Гривача, быстрой переориентации с Суэца на Северный морской путь не будет, но потенциал для этого есть. Глобальное потепление может сыграть позитивную роль в уменьшении годового ледяного покрова.

«Поиск альтернативы – это скорее методичная работа по поиску, диверсификации новых возможностей оптимизации путей и снижения рисков. Ситуация с контейнеровозом EverGiven показала, что это не праздная история и нужно над этим работать», – считает Алексей Гривач.