Китай: восприятие и современные реалии

26 августа 2014

Станет ли подъем Китая угрозой для Кореи и геополитической стабильности в Восточной Азии? Придется ли Корее выбирать между двумя центрами силы: США и Китаем? Заинтересован ли Китай в дружбе и сотрудничестве с Кореей или же рассчитывает на доминирование в этих отношениях? Могут ли дружественные отношения Китая и Кореи стать причиной озабоченности США?

Об этом пишет старший исследователь Центра политических исследований Восточной Азии Института Брукингса Кэти Мун:

"Многие корейцы задают эти вопросы с момента июльской встречи президентов Пак Кын Хе и Си Цзиньпина. Во время недавних визитов в Вашингтон корейские политики и журналисты постоянно интересовались этими же вопросами у американских политологов и аналитиков. Но не следует искать ответы лишь на эти вопросы.

Важнее понять, хватит ли Китаю экономического потенциала и политической стабильности, чтобы превратить его огромную территорию и население в военную мощь и глобальное лидерство. На сегодняшний день и в ближайшем будущем ответ на этот вопрос скорее негативный. Традиционно статус сверхдержавы требует наличия экономических возможностей, которые могут поддержать и приумножить военную мощь державы. Политическая сплоченность, позволяющая гражданам опираться на национальную идею, также является не менее значимой. Китай пока не обладает двумя этими требованиями.

Китай до сих пор остается бедной страной с очень неравномерным внутренним развитием. Это развивающаяся страна. В 2013 году Мировой Банк поместил Китай на 84-е место (11,905 $) по ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательской способности (ППС) среди 185 государств. Сербия и Южная Африка оказались выше в рейтинге. Даже Куба в ее сложной экономической ситуации заняла 60-е место с показателем в 18,796 $.

Региональное неравенство сохраняется ввиду концентрации тяжелой индустрии, аккумуляции внутренних капиталов и разницы в реальной заработной плате в разных провинциях. В 2013 году показатель ВВП на душу населения в трех наиболее богатых городах Пекине, Шанхае и Тяньцзине в четыре раза превышал показатель в трех наиболее бедных провинциях Ганьсу, Гуйчжоу и Юньнань. Кроме того, экономическое чудо Китая во многом основывается на теневом банкинге и на искусственно завышенном показателе валютных сбережений, что не может сопутствовать устойчивому развитию.

Более того, в Китае также существует проблема угрозы территориальной целостности и централизованного политического управления. Миру уже известно об этнических и религиозных меньшинствах в Тибете и Синьцзяне, которые хотят обрести независимость от Пекина. В конце июля в результате столкновений в двух городах Синьцзяна погибло около 100 человек. Провинция Синьцзян занимает более 1/6 всей территории Китая.

55 меньшинств составляют более 100 миллионов человек населения Китая, которые не интегрированы в китайское общество. Меньшинства держатся в стороне от великокитайской культуры, языка, имеют неравные экономические возможности и политическую силу. Книга о китайских меньшинствах Дэвида Эймера The Emperor Far Away: Travels at the Edge of China описывает КНР не как унитарное нация-государство, а как "огромную, неуклюжую и нестабильную империю", наполненную меньшинствами, которые возмущаются и сопротивляются доминированию великокитайцев и правительства Пекина.

К тому же, постепенно китайцы становятся богаче, их желание политических реформ и участия в политической жизни также возрастает. Каждый год около 30 000 – 50 000 инцидентов или "местных восстаний" и протестов случаются в Китае по земельным спорам и проблемам с окружающей средой.

В контексте потенциальной экономической и политической нестабильности в Китае самая разумная политика Кореи и США должна заключаться в региональной поддержке, в то время как Китай будет продолжать фокусироваться на экономическом развитии и внутренней политической стабильности. Это включает здоровую экономическую конкуренцию и сотрудничество Китая и Кореи для общей выгоды.

Кроме того, Корея должна проводить разумную политику и выступать медиатором в китайско-американских отношениях. Корея должна перестать считать, что ей необходим сильный протектор. Она не должна выбирать между Китаем и США. Корее было бы лучше стать значимой для обоих государств".

Оригинал исследования. Перевод и подготовку к публикации выполнила специалист Информационного центра Фонда Горчакова в Киеве Ольга Милованова.

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги