МИД РФ: Мы стали гибче подходить к оформлению виз для граждан Грузии

13 февраля 2014

О том, стоит ли ждать улучшений отношений между Россией и Грузией, какие негативные последствия могут ждать Приднестровье от подписания Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС, а также о том, что думают в МИД РФ о высказываниях замгоссекретаря США Виктории Нуланд об украинской оппозиции, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Андрею Малышкину рассказал статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин.

— Недавно специальный представитель премьера Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе заявил, что не исключает возможность упразднения Россией визового режима с Грузией. Существует ли такая вероятность при отсутствии дипломатических отношений? Когда состоится ваша очередная встреча с Абашидзе, какие вопросы вы будете на ней обсуждать?

— С декабря 2012 года, когда начались наши контакты со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе, тема взаимных поездок граждан постоянно звучит на встречах.

За истекший год совместными усилиями удалось значительно оживить культурные, спортивные и религиозные связи, контакты между деловыми кругами, которые раньше попросту блокировались насаждавшейся режимом Михаила Саакашвили атмосферой враждебности и подозрительности. В 2013 году российская сторона выдала на 40% больше виз, чем в предыдущем. Одновременно мы стали гибче подходить к оформлению виз для частных поездок граждан, помогали людям поддерживать родственные связи. Будем и дальше стремиться к тому, чтобы общение между гражданами двух стран стало, насколько это возможно, более доступным.

Разумеется, будем учитывать все факторы — как благоприятствующие движению к визовой либерализации, так и негативные. Среди последних, как вы понимаете, прежде всего отсутствие дипломатических отношений между нашими странами, а также тот факт, что по требованию грузинской стороны численность дипломатического (в том числе консульского) персонала в нашей Секции интересов при посольстве Швейцарии в Тбилиси весьма ограничена.

Что касается следующей встречи с господином Зурабом Абашидзе, то она, возможно, состоится в начале марта сего года. А повестка дня будет прежней — практические пути нормализации отношений в тех сферах, где это сегодня возможно. Будем идти от жизни — без громких заявлений и чрезмерных иллюзий.

— Глава МИД Грузии Майя Панджикидзе не исключила, что вопрос о возможной встрече президентов России и Грузии будет рассмотрен на вашей встрече с Абашидзе.

— С учетом прозвучавших слов нашего президента и премьер-министра Грузии, естественно, мы затронем и этот очень важный вопрос.

— Может ли парафирование Молдавией соглашения с ЕС о создании зоны свободной торговли привести к экономической блокаде Приднестровья и размораживанию конфликта, как прогнозировал ряд российских политиков?

— Вы, видимо, имеете в виду не парафирование — это лишь визирование текста документа — а анонсируемое на лето текущего года подписание Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС, предполагающее создание зоны свободной торговли. Да, серьезные опасения по поводу упомянутых вами прогнозов действительно есть. Большинство экспертов сходятся во мнении, что внешнеполитическая и внешнеэкономическая разновекторность — сближение с Евросоюзом у Кишинева и поиск путей подключения к евразийской интеграции у Тирасполя — становится дополнительным и весьма существенным препятствием для улучшения отношений между двумя берегами Днестра. Вместе с тем эволюция приднестровской проблемы показала, что любые расчеты на "выкручивание рук", ее "ускоренное" решение обречены на провал. Альтернативы устойчивому жизнеспособному компромиссу между сторонами, поиску которого в качестве гаранта и посредника на переговорах в формате "5+2" последовательно содействует Россия, не существует.

— Будут ли открыты генеральные консульства России в Тирасполе и в Бельцах, где проживает много российских граждан? Что этому мешает?

— Решение вопроса об открытии генерального консульства Российской Федерации в Тирасполе, где проживает 180 тысяч российских граждан, остается для нас приоритетом в работе на приднестровском направлении. Эта тема многие годы неизменно поднимается российской стороной в ходе контактов с Кишиневом на всех уровнях. К сожалению, наши партнеры, руководствуясь непонятной с международно-правовой точки зрения логикой, пока не дают согласия. В этих условиях МИД России сосредоточил свои усилия на повышении качества выездного консульского обслуживания российских граждан, проживающих на левобережье Днестра.

— В конце декабря парламент Приднестровья принял закон о введении российского федерального законодательства. Как, на ваш взгляд, это отразится на переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем, а также на переговорах в формате "5+2"?

— Инициатива о применении в регионе российского законодательства, насколько можно судить, исходит от администрации Приднестровья. Если молдаване считают, что этот вопрос требует прояснения, то, по нашему убеждению, они могли бы обсудить его в ходе прямых контактов с приднестровцами. Еще раз замечу, что только диалог между сторонами конфликта может создать реальную основу для справедливого и прочного урегулирования приднестровской проблемы. Мы готовы этому содействовать, но эта помощь не освобождает Кишинев и Тирасполь от ответственности за поиск эффективных решений.

— В украинских СМИ появились сообщения о выделении Россией Украине очередного кредита в размере двух миллиардов долларов до конца февраля этого года? Насколько верна эта информация?

— Насколько мне известно, переговоры по дальнейшему развитию сотрудничества в кредитной сфере продолжаются.

— Как вы оцениваете попавшие в прессу высказывания замгоссекретаря США Виктории Нуланд об украинской оппозиции в разговоре с послом США на Украине Джеффри Пайетом? Не является ли это очередным свидетельством прямого вмешательства США в дела суверенного государства?

— Оценки подобной недипломатической ситуации уже даны, как в Европе, так и в самих США. Думаю, что большинство граждан Украины также сделало для себя правильные выводы.

Теги