Новая дипломатия Китая при президенте Си Цзиньпине

19 мая 2015

После прихода к власти 14 марта 2013 года председателя КНР Син Цзиньпина, представляющего "пятое поколение" китайских руководителей, китайская дипломатия изменилась от традиционной, связанной с выжидательной позицией (дословно: "Тао гуан ян хуэй" – "избегать солнечного света, скрываться в тени"), к активной, лидерской, связанной с увеличением международного присутствия и улучшения образа страны.

Об этом специально для официального сайта Фонда Горчакова пишет доцент университета Юань-Чжи, старший преподаватель Национального университета Тайваня г-жа Фэн-Юн Ху:

"В целях реализации китайского ренессанса президент Си Цзиньпин свой первый официальный визит нанёс в Москву через неделю после своего избрания, выступив 23 марта 2013 года перед студенческой аудиторией МГИМО с речью о своём видении "китайской мечты". Кроме того, во время первой половины года своего нового председательства, он посетил с визитами 14 стран, чтобы продемонстрировать потенциал новой дипломатии. В ходе своего визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпин 7 сентября 2013 года выступил с речью о "Новом экономическом Шёлковом пути". Интересно рассмотреть нюансы выступлений Си Цзиньпиня о новой дипломатии Китая в России и Казахстане, двух странах-основательницах ШОС.

"Один путь, одна дорога" – стратегия евразийского моста Китая

Для анализа успеха новой дипломатии Си Цзиньпина необходимо рассмотреть два аспекта: во-первых, экономическое сотрудничество ШОС и БРИКС, основанное во многом на китайско-российском стратегическом партнёрстве, во – вторых - военное сотрудничество в Центрально-Азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионе, базирующееся на отношениях Китая и США, Китая и стран АСЕАН. Определёнными вызовами для озвученных Си Цзиньпином предложений о строительстве "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути" (дословно "один пояс, одна дорога") являются международный терроризм в Центральной Азии, связанный с китайским Синьзцян-Уйгурским автономным округом, и потенциальные военные конфликты в АТР вокруг спорных островов в Восточном- и Южно-Китайском морях.

Ключевая роль российско-китайского стратегического партнёрства

Исходя из стратегии внешней политики Си Цзиньпина, усиление китайско-российского стратегического сотрудничества имеет два измерения: экономическое и военное. Китаю, как одной из новых развивающихся стран, необходимо усиливать влияние на международной арене, укреплять курс юаня, и с этой точки зрения, Китай и Россия будут наращивать экономическое сотрудничество. Кроме того, государственным интересам Китая отвечает создание Евразийского Экономического Союза в целях более тесного сотрудничества постсоветских стран, и Азиатско-Тихоокеанская стратегия России по продвижению экономического развития Сибирского и Дальневосточного регионов. Поскольку Китай зависим от импорта энергетических ресурсов, можно предположить, что он будет инвестировать в сферу энергетики и высокоскоростные железнодорожные системы, которые соединят Китай, Россию и Центральную Азию с евразийским пространством в широком понимании. Кроме того, просматриваются попытки как России, так и Китая обратить свою евразийскую политику в сторону Южной Азии, и будут развивать отношения в треугольнике Китай - Россия – Индия.

Таким образом, можно сказать, что стратегическое сотрудничество Китая и России будет приоритетным для китайской дипломатии. Поэтому Китаю, с одной стороны, необходимо укрепить экономическое сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС, а с другой – избегать любых военных конфликтов, укреплять экономическое сотрудничество в рамках формата АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Южная Корея), важным для чего является наращивание сил ВМФ с помощью российских военных технологий и продажи российских вооружений Китаю. В то же время, мы видим, что Россия подписала более 40 контрактов с Китаем, включая контракт на продажу природного газа на 30-летний период в ходе визита президента Путина в Китай в мае 2014 года, прошедшего во время Украинского кризиса и западных экономических санкций против России.

Заключение

Говоря о новой китайской дипломатии, мы можем видеть, что китайско-российское стратегическое партнёрство будет играть ключевую роль. Китайский "Пояс экономического Шёлкового пути" будет основан на инвестициях в энергетику и транспортную инфраструктуру, опасность для него представляет международный терроризм. "Морской Шёлковый путь" призван реализовать статус Китая как азиатской супердержавы, завершить процесс традиционного китайского возрождения. Вызов для него исходит от американской политики "перебалансировки" (Rebalancing policy), в соответствии с которой американский военный бюджет до 2020 года вырастет примерно на 50-60%. Могут быть спровоцированы любые военные конфликты, связанные со спорными островами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском море. Автор верит, что стратегия "Экономического пояса Шёлкового Пути" будет экономическим подспорьем и поддержит серьёзными энергетическими ресурсами, высокоскоростной транспортной системой "Морской Шёлковый Путь". С этой точки зрения, можно сделать вывод, что у России и Китая есть общие национальные интересы и консенсус по противодействию терроризму и пресечению западного военно-стратегического сдерживания на основе интенсивного экономического сотрудничества в рамках ШОС и БРИКС между Китаем и Россией во время президентств Си Цзиньпина и Владимира Путина.

Вызовом для государственных интересов и национальной безопасности России и Китая является использование Западом в качестве дипломатических инструментов политики военного сдерживания и экономических санкций. Сталкиваясь с терроризмом, Китай и Россия встают перед дилеммой антитеррористических операций и проблемами сохранения культуры и религии. Учитывая всю сложность современных международных отношений, суверенные государства всё в большей степени прибегают к сотрудничеству и взаимодействию по нивелированию угроз, исходящих от изменения климата, международного терроризма, социального неравенства, пандемий и т.д. С целью улучшения жизни человечества в обозримом будущем, Россия и Китай могли бы предложить больше шагов по борьбе с международным экстремизмом, в целях недопущения идеологических конфликтов между различными культурами, нациями, религиями.

Как пишет профессор Джозеф Най, настоящая супердержава должна обладать как "жёсткой" (экономический и военный потенциал), так и "мягкой" силой (убеждение к признанию). И важно не кто является супердержавой, манипулирующей международными отношениями, а трансформация международной системы, которая была бы направлена на достижение мира и стабильности, а не на развязывание третьей мировой войны. Как заметил на прошедшем в Новом Орлеане 56-м конвенте Ассоциации международных исследований (International Studies Association) профессор Эрл Фрай на секции, по парадипломатии, дипломатия США должна вписывать в систему межправительственного сотрудничества и экономической взаимозависимости международной системы. Автор надеется, что в будущем ключевым для взаимопонимания между различными государствами и цивилизациями будет международное сотрудничество по линии мозговых центров - СМИ- гражданского общества. Этот треугольник позволит выработать больше свежие идеи и предпосылки для продвижения публичной дипломатии, которая должна быть основана не только на экономических интересах, но также на более широком круге вопросов для развития международного сообщества".

Перевод с английского – (с) Анна Великая.

Об авторе: Фэн-Юн Ху, к. полит. н, выпускница МГИМО, доцент университета Юань-Чжи, старший преподаватель Национального университета Тайваня, автор Фонда Азиатско-Тихоокеанских исследований безопасности, Фонда Тайбэй-Форума, организационного комитета БРИКС и международного сотрудничества Цзинаньского университета, газеты Shanghai International Finance Weekly Newspapers- People Daily online. Кандидатская диссертация защищена в МГИМО (У) МИД РФ. Член комитета международных коммуникаций (ICOMM) Ассоциации международных исследований (ISA), член секции политического анализа Ассоциации международных исследований, кандидат в редколлегию Ассоциации межкультурных исследований (IAICS).

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги