Сергей Гриняев: Газовая геостратегия Вашингтона

08 октября 2014

Сегодня достаточно много пишут о нашумевшем 30-летнем газовом контракте России и Китая, который стал крупнейшей сделкой подобного рода на газовом рынке. Вместе с тем, на наш взгляд, несколько в тени этого события остался целый ряд шагов ключевых геополитических игроков, которые указываю на фундаментальные сдвиги и перебалансировку всей мировой геоэкономической системы, в основе которой лежит смена "фактора нефти" на "фактор газа".

Об этом пишет генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев:

"Наглядным свидетельством начавшейся трансформации является, в частности то, что в последние месяцы увеличилось количество аналитических разработок в среде американского экспертного сообщества, связанных с выработкой новых ориентиров американской геостратегии. Основным движущим фактором являются результаты оценок и прогнозов среднесрочного развития современной цивилизации и возникающих в этой связи проблемах, прежде всего связанных с исчерпанием доступных месторождений нефти и необходимости перехода к более активному использованию природного газа. Оценки были подготовлены ведущими экспертными организациями США.

Формируемая сегодня новая геостратегия Вашингтона, основывающаяся на доминировании США на энергетическом рынке, одной из ключевых целей будет ставить развитие инфраструктуры газового рынка в Азии.

Эксперты указываю, что на протяжении ряда лет США проводят целенаправленную и сбалансированную политику, направленную на обеспечение доминирования США на мировом рынке газа, подобно тому, как США это сделали на рынке нефти. Интерес именно к газу вполне объясним: легкодоступные месторождения нефти сегодня практически исчерпаны, и будущее мировой экономики сегодня зависит именно от газа.

С этой целью США провели комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые позволили получить в промышленную эксплуатацию ряд технологий газодобычи, которые сегодня дали возможность США выйти в число мировых лидеров по поставкам газа.

По мнению экспертов, США предприняли ряд дипломатических и около дипломатических шагов, которые способствовали обострению отношений России и Украины в 2008-2010 годах. Результатом обострения стали, так называемые, "газовые войны". Сам факт нестабильности поставок газа в Европу стал существенным стимулом для многих потребителей российского газа для того, чтобы задуматься над альтернативными поставками газа, и США тут готовы были прийти на помощь.

Они готовы предложить собственные технологии добычи газа, инвестировать в инфраструктуру перевозок сжиженного газа с тем, чтобы сформировать новый порядок на газовом рынке.

Важнейшим шагом в этих действиях Вашингтона являются планы по инвестированию средств в создание и развитие новой газотранспортной инфраструктуры в Азии. Об этом, в частности, говорится в работах экспертов Брукингского института – одного из ведущих аналитических центров США.

В частности, в некоторых материалах Брукингского института указывается на то, что в ближайшие годы ключевым фактором, поддерживающим развитие, останется фактор энергетический. Несмотря на рост высокотехнологичных секторов экономики, их вклад в развитие останется незначительным. Вне зависимости от развития иных отраслей экономики именно обеспечение энергией останется ключевой задачей, поддерживающей экономический рост.

Однозначный вывод экспертов (несмотря на признание значимости высокотехнологичных отраслей экономики) таков: та страна, которая сегодня обеспечит себе контроль над сферой энергообеспечения (разведка, добыча, продажа и доставка потребителю), та страна и будет определять развитие мира в средне и долгосрочной перспективе.

Основой современной экономики, сложившейся по итогу Второй мировой войны, является нефть, и нефть продолжит быть жизненно важной основой для развития и в XXI веке. Доступ к нефти продолжит формировать среду безопасности ближайших десятилетий. Но будущий глобальный миропорядок нуждается в намного более широком охвате энергетических проблем. Прежде всего, это касается интенсивного освоения газовой индустрии и альтернативных источников энергии.

Сегодня доля США как потребителя на мировом энергетическом рынке уменьшается, одновременно увеличивается роль Китая, Индии и иных стран, развивающих свои экономики и, соответственно, активно требующие притока новой энергии. Эти изменения несут и новые угрозы – поскольку традиционные безопасные месторождения нефти уже освоены, разведка нефти сегодня сосредотачивается на территориях с высокими политическими и военными рисками, что существенно удорожает добычу и транспортировку ресурсов. Однако именно происходящие изменения дают новый шанс для восстановления господства США.

Американские эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы не произойдет нормализации ситуации в тех регионах мира, которые сегодня нестабильны, но могут рассматриваться в качестве источников относительно дешевой нефти: Южный Судан, Венесуэла, Ангола и др. Сохранение нестабильности позволит сохранить и относительно высокие цены на нефть, что, на фоне все углубляющегося глобального экономического кризиса, будет дополнительным стимулом к переформатированию глобального рынка энергоресурсов и усиления на нем доли природного газа.

Самим же США за последние годы удалось выстроить экономически эффективную инфраструктуру на газовом рынке (в том числе и за счет использования сланцевого газа) и сегодняшней задачей для Вашингтона должно стать обеспечение превосходства поставок американского газа на мировом рынке.

В этих условиях Вашингтон сегодня планирует быть лидером в вопросе формирования инфраструктуры газового рынка, также как он формировал рынок нефти. Среди наиболее значимых проектов выделяют:

Модернизацию структуры Международного энергетического агентства и его большую ориентацию на вопросы газовой индустрии.

Формирование биржевой инфраструктуры на газовом рынке. Формирование биржевого индекса развития газовой индустрии.

Стимулирование и активное участие американских компаний в инвестиционных проектах создания инфраструктуры транспортировки и распределения газа в Южной и Юго-Восточной Азии. Для формирования новых правил и инфраструктуры на глобальном энергетическом рынке Вашингтон планирует привлечь механизмы групп G20.

Успех новой американской геостратегии будет обеспечен, если США удастся сформировать новые правила на газовом рынке и обеспечить новые транспортные пути поставки газа, устранив с рынка основных конкурентов в лице России и Ирана. США видят целью активизацию работы по ослаблению привязки Европы к российскому газу. Кроме того, Вашингтон уже сегодня работает над тем, чтобы обеспечить рост потребления газа в Китае. Это достигается через вовлечение Пекина в международные инициативы в области экологии и сохранения климата – китайская экономика сегодня зависит от угля, который обладает чрезмерно высоким уровнем экологической опасности. США готовы к масштабным инвестициям в газотранспортную инфраструктуру в Азии. Причем, учитывая непростую геополитическую ситуацию, США планируют создание инфраструктуры таким образом, чтобы исключить возможность перехвата контроля над ней со стороны Китая – Пекин должен лишь выступать в роли потребителя газа, с постоянно растущими потребностями. С этой целью ряд ключевых элементов создаваемой инфраструктуры США планируют размещать на территории Индии, в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Одновременно Вашингтон будет препятствовать возможности получения газа Пекином из Центральной Азии".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги