The Diplomat: Возможно ли соглашение по Афганистану с участием РФ?

20 января 2014

Возможно ли трехстороннее сотрудничество по Афганистану между Китаем, Индией и Россией? Ответ на этот вопрос ищет Анкит Панда на страницах японского издания The Diplomat:

"17 января высокопоставленные руководители из Индии, Китая и России собрались в Пекине, чтобы обсудить новые вопросы безопасности в Афганистане в преддверии вывода американских войск и всеобщих выборов, которые назначены на апрель. Три страны налаживают сотрудничество по Афганистану с 2013 года, и это может стать важным фактором для афганского руководства после ухода американцев. 
Представитель китайского Министерства иностранных дел Хун Лэй заявил 16 января, что Китай понимает, насколько серьезно ситуация в Афганистане может повлиять на региональную безопасность и стабильность. "Будучи близким соседом Афганистана, Китай готов работать со странами региона и с международным сообществом по оказанию содействия мирному строительству и процессу примирения в Афганистане, а также совместными усилиями поддерживать мир, стабильность и развитие в Афганистане и во всем регионе", — отметил он.

Готовность, с которой Пекин согласился провести трехстороннюю встречу, свидетельствует о его серьезном отношении к вопросам безопасности в Афганистане в предстоящие годы. Недавно он организовал трехстороннюю встречу по тем же вопросам с Пакистаном и Россией, а также неоднократно проводил переговоры с пакистанскими и афганскими официальными лицами. Кроме того, Китай стремится включить вопрос о будущем Афганистана после ухода США в повестку Шанхайской организации сотрудничества, где Россия является членом, а Индия и Пакистан имеют статус наблюдателей. В начале 2013 года Москва также провела трехсторонний диалог по Афганистану с Индией и Китаем. 
Логика трехстороннего обсуждения на первый взгляд проста и понятна: Индия, Китай и Россия очень заинтересованы в сохранении стабильности в Афганистане после вывода оттуда американских и натовских войск, и им хочется, чтобы выборы в этом году прошли там без проблем и потрясений. Китай вложил в Афганистан более 3 миллиардов долларов, а Индия - более 2 миллиардов, и суммы инвестиций постоянно увеличиваются. Когда премьер-министр Манмохан Сингх прибыл в конце октября со своим последним государственным визитом в Китай, тема Афганистана весьма примечательно отсутствовала в повестке переговоров. Это говорит о том, что китайско-индийское сотрудничество в данном вопросе пока еще недостаточно созрело, чтобы выносить его на переговоры глав правительств.

Сотрудничество по Афганистану может сблизить Индию и Китай в плане их совместных действий по укреплению безопасности в Азии. Обе страны, и в меньшей степени Россия, в предстоящие годы станут для Афганистана важными источниками инвестиций. Гораздо меньше определенности в том, сможет ли эта тройка стран успешно заполнить очевидный вакуум власти и влияния, который возникнет после ухода США и НАТО. Пока они вполне довольны тем, что проблемы безопасности в Афганистане решают Соединенные Штаты. Россия, Индия и Китай поддерживают двустороннее соглашение о безопасности, которое так не хочет подписывать афганский президент Хамид Карзай, заявляющий, что решение этого вопроса лучше оставить его преемнику.

Ситуация может осложниться, если Индия и Китай начнут строить дискуссию об Афганистане вокруг вопросов борьбы с терроризмом, потому что в таком случае неизбежно придется подключать Пакистан. Ненадежная ситуация в области безопасности в Афганистане приведет к усилению очагов влияния талибов, а это, в свою очередь, создаст новые стимулы для боевиков к востоку от линии Дюрана (граница между Афганистаном и Пакистаном — прим. перев.). Конечно, Индия и Китай понесут финансовые потери, если экономическая ситуация в Афганистане станет слишком рискованной, однако Индии вдобавок к этому угрожает исламский терроризм, произрастающий на пакистанской территории. Статус Пакистана как "всепогодного партнера" Китая еще больше осложняет такую действительность.

Тем не менее, Пекин дает повод для оптимизма в данном вопросе, поскольку ему пока удается избегать увязки между своими отношениями с Исламабадом и своими интересами в Кабуле. Китайские аналитики должны понимать, что пакистанские военные и межведомственная разведка очень заинтересованы в том, чтобы постоянно дестабилизировать Кабул. Это нечто вроде великого стратегического позыва, который испытывает пакистанская старая гвардия из числа военачальников. Пекин не выказывает стремления к сдерживанию Исламабада в данном вопросе, и вместо этого предпочитает рассматривать безопасность в Афганистане в качестве отдельного вопроса. Такая стратегия в сочетании с готовностью Пекина предоставлять Вашингтону возможность решать все самые сложные проблемы внутренней безопасности Афганистана (и расплачиваться по счетам) оказалась весьма эффективной и выгодной для Китая.

Возможно, что встреча 17 января станет продолжением этой стратегии. Если посмотреть на совместное коммюнике последней трехсторонней встречи, включавшей диалог по Афганистану (она состоялась в Нью-Дели 10 ноября 2013 года), то мы увидим в нем довольно шаблонный дипломатический язык. Три державы затронули все важные вопросы, обсуждая безопасность в Афганистане, они продолжат взаимодействие, будут оказывать содействие в обеспечении безопасности, будут помогать наращивать боевой потенциал афганской национальной армии. Они также согласны с тем, что примирение и восстановление должно проходить под руководством самого Афганистана. Интересный момент в совместном коммюнике — это призыв к региональным и многосторонним институтам содействовать данными усилиям. В нем в этой связи упоминаются ШОС, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Организация Договора о коллективной безопасности и Соединенные Штаты Америки.

В конечном итоге, сотрудничество между Россией, Китаем и Индией по Афганистану сыграет положительную роль в деле региональной безопасности при условии, что Индия и Китай сумеют по ходу дела решить проблемы своих отношений с Пакистаном. Если они смогут разъединить свою политику в отношении Афганистана и другие спорные вопросы, это пойдет на пользу как Афганистану, так и всему региону в целом. В итоге все три страны очень многое выиграют в финансовом плане, если Афганистан станет стабильным, безопасным и привлекательным местом для вложения инвестиций, и сумеет добиться устойчивого развития в обстановке спокойствия. Это очень сильный побудительный мотив".

Источник – ИноСМИ.

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. 

Теги