Владимир Путин объяснил значение единых подходов к преподаванию истории

17 января 2014

Президент РФ Владимир Путин заявил, что единые подходы к истории - это не казенное и официозное единомыслие, а единообразная логика преподавания, которая должна быть основана на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к родине

"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом. О единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности", - сказал Путин на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по истории России.

В частности, по его словам, должно быть понимание того, что самые драматичные и неоднозначные события в истории - это неотъемлемая часть прошлого, "и при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением".

"Это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история - это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода", - сказал президент РФ.

По мнению Путина, задача школьного курса истории - дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников.

"С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы сами, вольно или невольно, принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом более чем за тысячу лет", - сказал президент.

Он отметил, что главная, стержневая линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, - это "объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому, любовь к своей родине".

Путин заявил, что до начала нового учебного года все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ, должны быть сформированы на базе новой концепции по истории России.

"Уже на базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена. Все это нужно сделать до начала нового учебного года", - сказал Путин.

Он подчеркнул, что параллельно на базе новой концепции нужно начать формировать новую линейку учебников по истории.

"Сейчас на базе концепции нужно приступить к подготовке новых учебников по истории для всех классов. При этом очевидно, что до их появления в школах пройдет время, и нам нужно предусмотреть переходный период", - сказал Путин.

Работа по формированию новой линейки учебников, по словам президента, должна строиться максимально открыто.

"Здесь не должно быть какого бы то ни было монополизма. Следует использовать как возможности уже имеющихся, сложившихся коллективов, так и потенциал других авторских групп, в том числе молодых историков", - считает Путин.

По его словам, все представленные материалы должны проходить "глубокую профессиональную и общественную экспертизу".

"Только после этого они могут быть рекомендованы к использованию", - заявил глава государства.

В этой связи он обратился к представителям Российского исторического общества с просьбой активно подключиться к такой экспертизе и подумать, как поощрить наиболее достойные работы и авторов.

Путин предложил продумать вопрос синхронизации курсов истории России и истории зарубежных стран в российских школах.

"Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят", - сказал президент.

Он предложил применить для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе МГИМО.

"История - это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний от самого преподавателя, от самого учителя. Поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров, активно использовать видео и аудиоматериалы, ресурсы интернета для этих целей", - сказал президент.

По словам главы государства, в российском обществе активно и заинтересованно обсуждаются вопросы, связанные с историей и с ее преподаванием в школах и вузах.

"Собственно говоря, понятно, почему. Потому что от этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы планы строим на ближайшую среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу", - сказал Путин.

По мнению президента, "именно в этом заключается, лежит причина того накала страстей, который вокруг исторических проблем крутится".

Путин считает, что школьные учителя должны иметь возможность рассказывать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, и отмечает важность продолжения профессиональной дискуссии вокруг наиболее спорных событий истории.

"Важно продолжить профессиональную, непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных событий истории, чтобы, опираясь на объективные факты, максимально сблизить здесь наши позиции и оценки", - сказал Путин.

Он подчеркнул, что нужно выйти на согласованную трактовку событий в тех случаях, где это возможно.

"При этом убежден, что нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники исторических документов, пособия", - сказал президент.

Вместе с тем, глава государства обратил внимание на то, что такие документы должны быть объективными и опираться на фундаментальные научные оценки и выводы и не допускали искажений.

Необходимость разработки единого учебника по российской истории была связана с наличием большого числа пособий, которые содержали "идеологический мусор", заявил Владимир Путин.

"Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, - для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо", - заявил Путин.

По словам президента, некоторые оценки по истории Второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, - это "просто безобразие", по-другому и назвать никак нельзя.

"Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться", - сказал Путин.

При этом он подчеркнул, что речь не идет о попытках ввести "какое-то единообразие в мышление и в оценки".

Также глава государства прокомментировал ряд так называемых сложных тем в отечественной истории, над которыми работали авторы концепции, в частности, о роли Советского Союза в послевоенной истории стран Восточной Европы.

"Говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы - и все", - отметил Путин.

В связи с этим он призвал историков к совместной работе с зарубежными коллегами. "Совместно мы можем выработать максимально объективные подходы к оценкам. Мы можем это сделать, и нужно это делать", - сказал он.

В целом, по мнению президента, ключевой момент в работе над новой концепцией отечественной истории в том, чтобы "люди не только узнали о том, что было и ознакомились с теми или иными оценками, но и осознали собственную, личную меру ответственности за страну, в которой мы живем".

Источник – "Голос России".

Теги